Loading...
Error

Частное предпринимательство и государственный контроль: нововведения в правовом регулировании в Казахстане

 
Автор Сообщение

wladimiron Пол:Муж

23-Сен-2009 15:31

Частное предпринимательство и государственный контроль: нововведения в правовом регулировании

17 июля 2009 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства». В целом этот закон направлен на развитие механизмов ограничения инспекторских проверок частных предпринимателей со стороны государственных органов. В то же время, закон предусматривает гарантии, необходимые органам государственного контроля для своевременного и адекватного реагирования на правонарушения, которые причиняют или могут причинить серьезный вред физическим, юридическим лицам и государству.

Попытаемся раскрыть нововведения, предусмотренные Законом, и дать оценку их эффективности, прежде всего, с точки зрения соблюдения интересов частных предпринимателей.

1. Ограничения на количество назначаемых проверок.

Законом РК от 17.07.09г., упомянутым в начале нашей статьи, были внесены изменения и дополнения в Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.06г. Поэтому в настоящее время Закон «О частном предпринимательстве» закрепляет значительный объем требований, направленных на защиту прав предпринимателей в ходе государственного контроля. К числу таких требований относятся ограничения на количество назначаемых проверок.

Согласно закону РК «О частном предпринимательстве», проверки делятся на два вида – плановые и внеплановые. Проведение других видов проверок запрещается (п. 22 ст. 38). Плановые проверки могут иметь место только в тех случаях, если они предусмотрены ежегодными планами проведения проверок. Внеплановые проверки назначаются помимо плановых, но только по основаниям, предусмотренным Законом «О частном предпринимательстве».

Периодичность плановых проверок зависит от того, какой риск для окружающих создает деятельность конкретного частного предпринимателя. В законе эта взаимосвязь установлена следующим образом.
1. Органы государственного контроля своими актами утверждают критерии оценки степени риска, создаваемые деятельностью частных предпринимателей, а также формы обязательной ведомственной статистической отчетности; ведут ведомственный учет количества проверок субъектов частного предпринимательства.
2. Кроме того, органы государственного контроля постоянно ведут ведомственные системы оценки рисков, связанных с деятельностью субъектов частного предпринимательства. В результате оценки рисков предпринимателей делят на три группы: высокого, среднего и незначительного риска.
3. Для каждой группы риска законодательство предусматривает свою периодичность плановых проверок.

Так, предприниматели, создающие высокую степень риска, подлежат плановой проверке не чаще одного раза в год; среднюю степень риска – не чаще одного раза в три года; незначительную степень риска – не чаще одного раза в пять лет.

Однако в сферах, требующих более строгого контроля, плановые проверки могут проводиться гораздо чаще.

Так, плановые проверки в области карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка проводятся:

* Не чаще одного раза в полгода – при высокой степени риска;
* Не чаще одного раза в год – при средней степени риска;
* Не чаще одного раза в три года – при незначительной степени риска.

В области санитарно-эпидемиологического контроля плановые проверки должны проводиться:

* Не чаще одного раза в месяц – при высокой степени риска;
* Не чаще одного раза в квартал – при средней степени риска;
* Не чаще одного раза в год – при незначительной степени риска.

4. Опираясь на данные о распределении субъектов предпринимательства по категориям, каждый орган государственного контроля составляет ежегодные планы проведения проверок. На основании этих планов Генеральная прокуратура составляет ежегодный сводный план проведения проверок и публикует его на своем официальном сайте до 25 декабря текущего календарного года.

Таким образом, субъекты частного предпринимательства будут получать информацию о проверках, намеченных на предстоящий год, уже до начала этого года. Кроме того, на официальных сайтах органов государственного контроля будут опубликованы формы проверочных листов – листов, содержащих исчерпывающие перечни требований, на соответствие которым могут проводиться проверки. Поэтому предприниматели до начала проверок буду стараться там, где это возможно, привести свою деятельность в соответствие с законодательством.

Это, конечно, соответствует интересам частных предпринимателей, но необходима и защита прав других лиц, которые могут быть нарушены в результате правонарушений, совершаемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Иногда для пресечения таких правонарушений возникает необходимость в проведении неотложных проверок. В таких случаях заинтересованное лицо, права и законные интересы которого были или могут быть нарушены субъектом частного предпринимательства, может обратиться в соответствующий орган государственного контроля, который при наличии достаточных оснований должен назначить внеплановую проверку.

Согласно п. 7 ст. 37-1 Закона «О частном предпринимательстве», внеплановые проверки назначаются при наличии следующих оснований:

1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении нарушений, выявленных в результате ранее проведенной проверки или иных форм государственного контроля;
2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
3) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект частного предпринимательства имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
4) инициативное обращение субъекта частного предпринимательства о проведении проверки его деятельности;
5) реорганизация субъекта частного предпринимательства, если в отношении него была намечена плановая проверка;
6) повторная проверка, связанная с обращением субъекта частного предпринимательства в связи с его несогласием с первоначальной проверкой;
7) основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
8) обращения налогоплательщиков, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Следует отметить, что перечень этих оснований является исчерпывающим.

Проведение проверки (как плановой, так и внеплановой) при отсутствии оснований ее назначения признается грубым нарушением Закона «О частном предпринимательстве», что влечет недействительность проверки (ст. 40-2 Закона «О частном предпринимательстве»). Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 153 КоАП РК, проведение проверки без надлежащих оснований влечет наложение на виновное должностное лицо штрафа в размере от 10 до 20 МРП.

2. Требования к актам о назначении проверок.

Согласно п. 3 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве», проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который выносится соответствующим органом государственного контроля.

П. 3 ст. 38 закона предусматривает для такого акта ряд обязательных реквизитов.

Полагаем, что отсутствие в акте тех или иных обязательных реквизитов является основанием для его обжалования.

Так, в силу п. 3 ст. 40 Закона, субъект частного предпринимательства вправе обжаловать акт о назначении проверки в порядке, предусмотренном законодательством. В соответствии с п. 1 ст. 279 ГПК РК, к решениям государственных органов, оспариваемым в суде, относятся решения, в результате которых нарушены права граждан и юридических лиц либо созданы препятствия для реализации их прав.

Если в акте о назначении проверки отсутствуют сроки ее проведения, то частный предприниматель теряет возможность установить факт нарушения этих сроков. Если в акте не названо лицо, уполномоченное на проведение проверки, то предприниматель не может определить, вправе ли инспектор, явившийся к месту проверки, проводить проверку и т.д. Отсутствие в акте информации о сроках проверки и уполномоченных на нее лицах создает препятствие для реализации частным предпринимателем своего права, предусмотренного п. 1 ст. 40 Закона «О частном предпринимательстве» (права не допускать инспектора к проверке, если он не уполномочен на проведение проверки либо превышены сроки проверки). А препятствие для реализации юридическим лицом своего права является основанием для вынесения судом решения, обязывающего орган государственного контроля устранить это препятствие (в данном случае – привести акт о назначении проверки в соответствие с законом РК «О частном предпринимательстве»).

Согласно п. 4 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве», акт о назначении проверки в обязательном порядке регистрируется в органах правовой статистики. Это требование не распространяется на встречные проверки, проводимые органами налоговой службы. В законе закреплена специальная оговорка о том, что регистрация акта о назначении проверки носит учетный характер и не является доказательством законности проверки. Вместе с тем, регистрация актов о назначении проверок позволяет отслеживать количество и виды проверок, назначенных в отношении каждого конкретного субъекта частного предпринимательства в определенный период времени и предотвращает назначение необоснованных проверок.

Вынесение актов о назначении проверок допускается при соблюдении следующих условий:

* акт о назначении проверки оформляется исключительно на одного субъекта частного предпринимательства (п. 12 ст. 38). Исключение составляют случаи одновременного проведения проверки нескольких субъектов частного предпринимательства по одному и тому же кругу вопросов одним и тем же органом государственного контроля по вопросам постановки частных предпринимателей на учет в налоговых органах, наличия контрольно-кассовых машин, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан (т.е. карточки, удостоверяющей постановку на регистрационный учет налогоплательщика, осуществляющего виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 574 Налогового кодекса РК).
* При необходимости одновременного проведения проверки одного субъекта частного предпринимательства несколькими органами государственного контроля каждый из этих органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в органе по правовой статистике.

Отсутствие акта о назначении проверки является основанием для признания проверки недействительной (ст. 40-2 Закона «О частном предпринимательстве») и, кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 153 КоАП РК влечет наложение на виновное должностное лицо штрафа в размере от 10 до 20 МРП.

3. Требования к продолжительности и содержанию проверок.

Закон РК «О частном предпринимательстве» в его новой редакции требует, чтобы каждая проверка проводилась в строгом соответствии с ее целями. Это требование проявляется в следующих нормах:

* Каждый орган государственного контроля утверждает формы проверочных листов, включающих исчерпывающий перечень требований законов и постановлений Правительства РК, применяемых к деятельности частных предпринимателей. В проверочные листы не могут включаться требования, не предусмотренные в законах и постановлениях Правительства РК либо не влияющие на снижение степени риска от деятельности субъекта частного предпринимательства (п. 2 ст. 38 закона). Формы проверочных листов публикуются на официальных сайтах государственных органов.
* Проверочный лист должен быть предъявлен частному предпринимателю должностным лицом органа государственного контроля, прибывшим для проведения проверки (п. 6 ст. 38 закона).
* В акте о назначении проверки обязательно указывается проверяемый период. Если проверка была назначена по обращению физического или юридического лица (поданного им в защиту своих прав) или сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, то проверяемый период должен соответствовать промежутку времени, указанному в обращении. В противном случае субъект частного предпринимательства вправе не допускать к своим объектам должностных лиц, прибывших для проведения проверки (п. 1 ст. 40);
* В ходе проверки должностные лица органов государственного контроля вправе требовать от субъектов частного предпринимательства предоставления только тех сведений, которые относятся к предмету проверки и проверяемому периоду. В противном случае частный предприниматель вправе отказаться от предоставления сведений (п. 1 ст. 40).

Согласно п. 2 ст. 40-1, при проведении проверок должностные лица органов государственного контроля не вправе требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки. Если такая информация и материалы были истребованы инспектором и использованы им в ходе проверки, частный предприниматель на основании п. 2 ст. 40-2 вправе требовать признания результатов проверки недействительными.

Поскольку проверки всегда создают для предпринимателей определенные неудобства, Закон «О частном предпринимательстве» устанавливает максимальные сроки их проведения. По общему правилу, срок проведения проверки не должен превышать тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговых проверок, предусмотренных налоговым законодательством. При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа государственного контроля (либо лицом, его замещающим), но не более, чем на тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев, предусмотренных налоговым законодательством РК.

Для отдельных видов проверок установлены специальные сроки.

1) проверки в области санитарно-эпидемиологического контроля должны быть проведены в течение пятнадцати рабочих дней. Этот срок может быть продлен не более, чем на пятнадцать рабочих дней;

2) проверки в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка должны проводиться в течение пяти рабочих дней. Этот срок может быть продлен не более, чем на пять рабочих дней.

В случае продления сроков проверки орган государственного контроля в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки и регистрирует его в органе по правовой статистике. В акте указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления сроков проверки (п. 11 ст. 38 закона «О частном предпринимательстве»).

Помимо продления сроков проверки, закон предусматривает возможность приостановления проверки, причем продление сроков проверки не исключает возможности ее приостановления. Как правило, приостановление проверки применяется в тех случаях, когда для проведения проверки необходима информация, получение которой занимает весьма длительное время.

Проверка может быть приостановлена только один раз на срок не более одного месяца.

Срок приостановления проверки не устанавливается в следующих исключительных случаях:

* необходимость получения сведений, документов от иностранных государств и имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки;
* проведение специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней.

При приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки (п. 11 ст. 38). Регистрация этого акта в органах правовой статистики не требуется, однако частный предприниматель должен быть уведомлен о приостановлении и возобновлении проверки за один день до ее приостановления либо возобновления с уведомлением об этом органа по правовой статистике (п. 11 ст. 38).

Повторное проведение проверки субъекта частного предпринимательства, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные сроки, не допускается (п. 11 ст. 38).

4. Порядок проведения проверки.

По общему правилу, до начала проверки частный предприниматель уведомляется о предстоящей проверке. О плановой проверке он должен быть извещен не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки (п. 5 ст. 38). О проведении внеплановой проверки частный предприниматель извещается не менее, чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки (п. 5 ст. 38).
Частный предприниматель не извещается о проведении внеплановой проверки в следующих случаях:

* при проведении встречной проверки в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект частного предпринимательства имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
* при проведении проверки по инициативному обращению частного предпринимателя в деятельности этого предпринимателя;
* при проведении проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК;
* при проверках по обращениям налогоплательщиков, в целях выявления сведений и разрешения вопросов, определенных статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан (например, по вопросам постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин и др.);
* при проверках в случаях возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений.

Нарушение сроков уведомления о проведении проверки является основанием для признания проверки недействительной (п. 2 ст. 40-2), а также влечет наложение на виновное должностное лицо штрафа в размере от 5 до 10 МРП.

Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту частного предпринимательства акта о назначении проверки (п. 7 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве»), при этом проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о ее назначении (п. 9 ст. 38).

По результатам проверки должностным лицом органа, проводившего проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах с указанием в нем сведений, предусмотренных п. 14 ст. 38 Закона «О частном предпринимательстве».

При наличии замечаний или возражений по результатам проверки представитель субъекта частного предпринимательства излагает их в письменном виде. Замечания и возражения частного предпринимателя могут прилагаться к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.

Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у субъекта частного предпринимательства, вручается руководителю субъекта частного предпринимательства или индивидуальному предпринимателю либо их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий (п. 16 ст. 38).

По выявленным в результате проверки нарушениям субъект частного предпринимательства обязан в трехдневный срок при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку (п. 17 ст. 38).

День вручения проверяемому субъекту частного предпринимательства акта о результатах проверки считается днем завершения проверки (п. 21 ст. 38). Непредставление проверяемому субъекту акта проверки является основанием признания проверки недействительной, а также влечет наложение на виновное должностное лицо штрафа в размере от 10 до 20 МРП по ст. 153 КоАП РК.

Обобщая изложенное, отметим, что Закон РК «О частном предпринимательстве» существенно усиливает позиции частных предпринимателей, предоставляя им широкий арсенал инструментов для защиты ими своих интересов. Думаем, что Закон «О частном предпринимательстве» в его новой редакции создает реальные условия для достижения на практике таких целей, как предотвращение использования государственного контроля в качестве инструмента давления на частных предпринимателей, снижение коррупции, обеспечение прозрачности деятельности государственных органов.

18-Ноя-2012 18:41

Топик был перенесен из форума Гражданское право в форум Архив


dj_maxx
 

Яндекс.Метрика powered by Sphinx


В Н И М А Н И Е
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь бесплатно и без коммерческой выгоды (не требуя взамен платы,
SMS и т.д.) предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм.
Убедительная просьба с жалобами обращаться напрямую к пользователю, разместившему торрент файл.

Вверх